168060, Республика Коми, Усть-Куломский район, с.Усть-Кулом, ул.Советская, д.59
ГС(К) ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида" с.Усть-Кулом
БРАТЦЫ.

Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.
Захотел меньшой прогуляться Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.
Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться. Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.
При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.



    УТРО НАСТАЛО

Утро настало,
Солнышко встало.
Ладони с растопыренными пальцами скрестить

— Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Сжать кулак правой руки. Большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения.

— Вставай, Большак!
Большой и указательный палец правой руки щелкают по большому пальцу левой руки.

—Вставай, Указка!
Щелчок по указательному пальцу.

— Вставай, Середка!
Щелчок по среднему пальцу.

— Вставай, Сиротка!
Щелчок по безымянному пальцу.

И крошка Митрошка!
Щелчок по мизинцу.

Привет, Ладошка!
Щелчок в центр ладони.

Все потянулись.
И проснулись.
Руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки.



У БАБЫ ФРОСИ

У бабы Фроси  Выставить вперёд левую руку.
Пяток внучат  Растопырить пальцы правой руки.    
Все каши просят, Поднести руки рупором ко рту, 
Все криком кричат.Громко крикнуть: "А-а-а!"
Акулька в люльке, По очереди сгибать пальцы правой руки к  ладони, начиная с мизинца.
Алёнка в пелёнке
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечк е.Отвести большой палец в сторону.
Баба тесто месила, Руки "месят" тесто.
Кашу варила,    Левая рука "помешивает кашу".
Молоко топила,     Руки "ставят кочергу в печь".
Внучат кормила.     Руки "раздают миски".
Как каши наелись,  Пальцы левой руки легко сгибаются, кланяясь  левой руке.
Молока напились,
Бабе поклонились, угомонились.  Расслабленные руки ложатся на стол    (при повторении игры руки меняются ролями).










НА ПОСТОЙ.
Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы
Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы
Мама: Что дети? Постукивают безымянные
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные
Дети: Папа! Постукивают мизинцы
Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы
Дети: Входите! Постукивают мизинцы
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения
Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.
Руки вытягиваются вперед.


ГОСТИ.
Русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
- Гости едут! Постукивают мизинцы.
- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.
- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.




КИСЕЛЬ
(русская игра)

Бабушка кисель варила
На горушечке, (Правая рука "помешивает кисель". Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом)
Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга)
Через бабушкин порог.(Скрещенные ладони помахивают, как крылья)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке (Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Руки разводятся в стороны.
Руки снова показывают горшок-черепушечку)
В черепушечке
(Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку)
У старушечки
На горушечке. (Руки вновь по горку)
Бабка плачет: "Ай-ай-ай!" (Руки "утирают")
Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки "грозит")
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Во-о-от столько! (Правая рука снова помешивает "кисель". Руки расходятся широко в стороны)








МОЙ ДОМИК

Пусть мой домик кос и крив,
Посмотри, как он красив!
Видишь — из окошка
Выглянула кошка!
(Дети смотрят на «домик» со всех сторон с одобрением.)
Ветер воет: «У-у-у!
В клочья домик разорву!»
(Дети сильно дуют на «домик».
Но он крепкий, домик мой,
Хоть косой он и кривой!
(Дети ладошками как бы пытаются сдавить «домик», но он не поддается.)
Пусть неделю ветер воет —
Домик мой меня укроет!
(Дети делают ладошками крышу над головой.)





МОИ ПАЛЬЧИКИ

Знакомство с названиями пальцев.

               Где большой пальчик? Из кулака показывается только большой палец
Где наш старший мальчик? Вот я, здесь!                            Палец сгибается – кивает.
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!     месте с пальчиком качается из стороны в сторону
Где второй наш пальчик?           Из кулака показывается только указательный палец
Где второй наш мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где наш третий пальчик?
Где наш средний мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где четвертый пальчик?
Безымянный мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где же пятый пальчик?
Где наш младший мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где все наши пальчики?
Где все наши мальчики?
Вот мы, здесь!


НА БЛИНЫ
Стала Маша гостей собирать:
- И Иван приди, и Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди!
А Митрошечке: «Ну, пожалуйста!»

Стала Маша гостей угощать:
- И Ивану блин, и Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин!
А Митрошечке – мятный пряничек.

Стала Маша гостей провожать:
- Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, моя крошечка,
Да ты побудь со мной ещё немножечко!



Я ХОЧУ ПОСТРОИТЬ ДОМ

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")









ПАПА БОЖЬЕЙ КОРОВКИ

Божьей коровки папа идет.          Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу.
Следом за папой мама идет.         Всеми пальцами левой  руки «шагать» по столу.
За мамой следом детишки идут,      «Шагать» обеими руками.
Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.      Пожать  самому себе ладони, пальцы прижать                      друг к другу
Костюмчики с точками черненькими.  Постучать
указательными пальцами по столу.  
Папа семью в школу ведет,  Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу
После занятий домой заберет. 



ДЕСЯТЬ ТОНКИХ ПАЛЬЦЕВ

Десять тонких пальцев
Ходили, по грибы,
Один под елкою заснул,
И их осталось девять,

Девять тонких пальцев
Ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось восемь.

Восемь тонких пальцев
Ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось семь.

Семь тонких пальцев
Ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось шесть.

Шесть тонких пальцев
Ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось пять.

Пять тонких пальцев
Ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось четыре.

Четыре тонких пальца
Ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось три.


ПОДНИМИ ЛАДОШКИ ВЫШЕ

Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша.
А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше
А потом согни дугой.
Что же вышло? Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше
И сомкни перед собой.
Что же вышло? Мостик вышел.
Мостик крепкий и прямой.












КАК ПАЛЬЧИКИ ОТДЫХАЮТ

Этот пальчик- толстячок-
Лёг вот так, на бочок.
Этот пальчик- хитрячок-
Тычет  в спинку, тычет в бок.
Длинный пальчик- среднячок
Не упрячешь в кулачок.
Этот пальчик- неуклюжик-
Плохо он с работой дружит.
Ну а этот мал- удал:
Покачался и пропал.



САД

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)


ОСЕНЬ

Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:
- Ой-ой-ой! Холод-то какой!
Указательный палец шепчет едва слышно:
- Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?

Средний палец ворчит:
- Ох-ох-ох! От ветра я оглох!
Безымянный палец кричит:
- Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!
Здоровяк большой палец восклицает:
- Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах!



ЗАМОК

На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!





ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
(2 - 3 раза)

ЧЕТЫРЕ БРАТЦА
Идут четыре братца навстречу старшему брату.
– Здравствуй, большак!
(соединяют большие пальцы в щепотку)
– Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка!
(большой палец поочередно соединяют с остальными пальцами)


ПО РЕКЕ ПЛЫВЕТ КОРАБЛИК

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")





ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.


БАБОЧКА

Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!





ЦВЕТКИ

Наши алые цветки
Распускают лепестки.
(медленно разгибают пальцы из кулачков)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(покачивают кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(медленно сжимают пальцы в кулачки)
Головой качают,
Тихо засыпают.
(покачивают кулачками вперед-назад)

КТО ПРИЕХАЛ

Болгарская народная потешка


Кто приехал?

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают

Мама, мама, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать копчиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопать кончиками безымянных пальцев

Ох, сестричка, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать кончиками мизинцами.

Все мы вместе,

Хлопать всеми пальцами

Дa, да, да!















ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ

По мотивам английского фольклора


Один малыш

качается в саду,

Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак

Два малыша

купаются в пруду,

Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.

Три малыша

ползут к дверям в квартире,

Выпрямить еще и безымянный палец.

А в эту дверь

стучат еще четыре.

Выпрямлены все пальцы, кроме большого

С пятью другими

тоже все в порядке:

Раскрыть всю ладонь

Им весело,

они играют в прятки.

Закрыть лицо руками.

Где притаились, ясно и ежу,

Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть глаза рукой.

«Один, два, три, четы ре, пять...

По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой

Ну, берегитесь: я иду искать!»

Погрозить указательным пальцем.






НА БЛИНЫ

Русская игра


Стала Маша
Гостей созывать:

Хлопки в ладоши на каждое слово.

И Иван приди,

Подушечка полусогнутого указательного пальца одной руки мягко покачивает подушечку большого пальца другой руки.

И Степан приди,

Подушечка указательного пальца правой руки покачивает указательный палец левой руки

Да и Андрей приди,

Аналогично покачивается средний палец левой руки.

Да и Матвей приди,

Покачиваем безымянный палец левой руки.

А Митрошечка:

Указательный палец правой руки покачивает мизинец левой на каждое слово (четыре раза).

— Ну, пожалуйста!

Стала Маша
Гостей угощать:

Хлопки в ладоши.

— И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,

Одна рука ладонью вверх. Большой палец другой руки нажимает на подушечки каждого пальца раскрытой ладони, начиная с большого.

А Митрошечке –
Мятный пряничек!

Большой палец правой руки нажимает на подушечку мизинца левой на каждое слово(четыре раза).

Стала Маша
Гостей провожать:

Хлопки в ладоши.

— Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!

Пальцы правой руки загибают пальцы па левой ладони, начиная с большого.

А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,
Да ты побудь со мной
Еще немножечко.

Большой, указательный и средний пальцы правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху вниз.

ДОМ И ВОРОТА

Т. А. Ткаченко

На поляне дом стоит,

Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом

Ну, а к дому путь закрыт.

Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом

Мы ворота открываем,

Развернуть ладони параллельно друг другу

В тот домик приглашаем.

Изобразить крышу дома




ВЕСЕЛЫЕ ЧИСЛА

А теперь слушайте, дружные пальчики, эти вопросы и показывайте на них ответы (правильные ответы — в скобках).

Сколько у человека носов? (!)

Сколько у человека ног? (2)

Сколько на ладошке пальцев? (5)

Сколько тебе лет?

Сколько лет тебе было в прошлом году?

Сколько лет тебе будет на следующий год?

Сколько у зайца ушей? (2)

Сколько у собаки глаз? (2)

Сколько у кошки ног? (4)

Сколько у птицы крыльев? (2)

Сколько лапок у жука? (6)

Сколько ног у осьминога? (8)

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

Сколько в комнате стульев?

Сколько в комнате столов?

Сколько чашек на столе?


ВЕСНА
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
Уже глядит цветок..
. Ладони сомкнуты "ковшом".
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна,
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

Ура! Пришла весна!
Поднимаем обе руки вверх. «Ура!»



168060, Республика Коми, Усть-Куломский район, с.Усть-Кулом, ул.Советская, д.59
ГС(К) ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида" с.Усть-Кулом
Братцы; Утро настало; У бабы Фроси;
На постой; Гости; Кисель;
Мой домик; Мои пальчики; На блины;
Я хочу построить дом; папа божьей коровки; Десять токих пальцев;
Подними ладошки выше; как пальчики отдыхают; Сад;
Осень; Замок; Прятки;Четыре братца;
По реке плывет кораблик; Что мы делали; Бабочка;Цветки;
Кто приехал; Пять малышей; На блины;
Дом и ворота; Веселые числа; Весна.




ЧАЛЬ ЧУНЬ

--Чаль чунь, чаль чунь,
Ичот чунь,
Кон тэ ветлiн
быдса лун?
-- Ыджыд воккод пуим шыд.
Модкод тшак вотiм
Рытбыд.
Шоркост воккод
Сёйим рок,
Эз вов сомын
Нёльод вок.




    СТОЧА АРТАСЬЫСЬ


Почо шуо: - Ноко, зон,
Артасьнысо кужан он?
Зонка чургодыштiс ки:
- Аддзан, почо, чуньой - вит.
Лыддьодла коть, почо!
Кылан?
Айо, мамо, поль да тэ,
но и ...
Сточа артасьысьыс - мэ.


ОТИК, КЫК, КУИМ, НЁЛЬ


Отик, кык, куим, нель...
Мамо сетiс меным сёй.
Шуис: "Сёйсо кинад лой".
Тшоктiс вочны гогрос коль,
Вочи уна сикотш моль.


РОМПОШТАН
Кио босьтi ромпоштан,
Аддзи ассьым чужомбан:
Кык син, кык пель, чангыль ныр
Берин чукоръясон тыр.
Тайо шуа, - э-э-э!
Кодко мод, но абу ме.




Физминутки на коми языке
(из хрестоматии "Отик-мотик, кык-мык..."/О.И.Рочева.)

Чаль чунь; Сточа артасьысь; Отик, кык, куим, нель; Ромпоштан.
ГБС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида" с.Усть-Кулом


Hosted by uCoz